Энциклопедия Карелия, отдых в Карелии.

Загадки Карельских фиордов

 

Забытые монастыри

 

Новгородский каменный крест на о. Кильпола.В 12 в. главным торговым партнером карелов становиться Новгород. Вероятно, торговые связи быстро переросли в культурные, а затем и в военные. В это же время, благодаря новгородцам, происходит и  распространение христианства среди карелов. Изучение карельских захоронений показали, что именно в 12 в. широкое распространение получил христианский обряд.

О том, что карелы приняли христианство от новгородцев говорит и лингвистика. Многие религиозные термины в карельском языке происходят из русского языка: risti — крест, skitta — скит, pappi — поп. Интересно, что это характерно и для финского языка. Топонимы основанные на русских религиозных терминах, широко распространены не только на территории Карелии, но и Финляндии.

Как же происходило распространение православия среди карел. Вероятно, первыми приняли православие карельские вожди. Новгородская летопись упоминает об одном из таких вождей близкого родственного карелам племени ижора – Пелгусии: Пелгусий, отвечавший за морскую оборону новгородских рубежей, крестился и наречен был Филиппом, но жил «посреде роду своего погана суща».

Новгородцы не навязывали своей веры и действовали более примером, чем силой. Такая тактика нашла путь к сердцам карел. Склоняла к принятию православия и воинское братство карел и новгородцев. Карелы были постоянными союзниками новгородцев в и их воинских походах. Примечательно, что один из таких походов в 1227 г. под предводительством новгородского князя Ярослава Всеволодовича, отца святого благоверного князя Александра Невского, закончился массовым крещением простых карел: «...того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди». Вероятно этот акт формально закрепил фактическое принятие христианства карелами.

Насколько можно судить по новгородским летописям, принятие христианства карелами происходило мирно. Этому способствовали два фактора.

Во-первых карельский народ только сложился к 10-12 вв., и в его среде не успела появиться влиятельная жреческая каста. Карельские арбуи были скорее не жрецами, а знахарями. Они немного лечили, немного заговаривали и легко приспособились к новой вере. Вместо заговоров обращенных к языческим божествам, стали  обращаться к православным святым.

Во-вторых, новгородцы не навязывали православие силой и терпимо относились к местным обычаям. Более жесткую позицию по отношению к арбуям православная церковь заняла только после того, как на новгородской кафедре оказались московские митрополиты в конце 15, начале 16 вв. Эта позиция нашла свое отражение в послании новгородского митрополита Макария в 1534 г.

 

Образок со Святой Троицей. о. Кильпола.

 

Благодаря терпимости православной церкви к народным обычаям, до нашего времени в среде карел сохранились знаменитые руны «Калевалы». Э. Лёнрот смог собрать их только в среде православных карел. В своих воспоминаниях он пишет, что за исполнение рун на территории лютеранской Финляндии можно было попасть в тюрьму.

Вероятно, вскоре после 1227 г. на Карельской земле стала появляться и церковная структура. В Новгороде было принято деление на погосты. Погост являлся одновременно и церковным и административным делением.

Упоминание первых карельских погостов мы находим при заключении Ореховецкого мирного договора в 1323 г. В нем упоминаются три карельских погоста Яскис, Эврепя и Саволакс, которые по условиям договора должны были достаться шведам.

Мирный договор 1323 г. привел к разделу карельских земель, но он имел и положительное значение. Жизнь в Карелии стала более спокойной. Это послужило толчком к созданию в Карелии монастырей.

Однако отдельные нападения шведов продолжались. И в первую очередь они уничтожали церкви и монастыри. «В лето 6904 (1396) Пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьескыи и Кюлоласкыи, и церковь сожгоша; и князь Костянтинъ с Корелою гнася по них, и языкъ изима и присла в Новъгород». В этом отрывке впервые упоминаются два карельских погоста территория которых сейчас расположена в Лахденпохском районе. Этот отрывок очень важен для нас еще и тем, что из него видно, что к 1396 г. в Карелии уже прочно установилась как административная, так и церковная структура погостов. Православие прочно вошло в быт карелов.

И в Кирьяжском погосте, на месте которого находится современный Лахденпохский район появилась церковная структура. В писцовой книге 1500 г. перечислены главные церкви погостов и их штат. Так по Кирьяжскому погосту сказано: «На погосте церковь Рождества пречистыя, на погосте же не тяглых поп Кузьма, дьяк церковный Гаврилка; пашни у них церковные на три коробьи ржи, а в луки неположены, сторож церковный Лучка, проскурница Орина; пашни у них нет».

А в обыскной книге 1571 г. перечислены уже 11 церквей Кирьяжского погоста.

 

Поклонный крест на месте монастыря на о. Каннансаари.

 

Всего в Кирьяжском погосте в 1571 г. были: священники Яков в церкви Крещения Господня в Терву, Ермолай в церкви Георгия Победоносца в Сорола, Елевферий в церкви Николая Чудотворца в Микли, Григорий в церкви Пророка Илии  в Вейяла, Алексий  в церкви Рождества Христова  в Йоукио, Зиновий в церквях Тюрья и Уукуниеми. К этому же времени относятся церкви Воздвиженья Креста Господня в Тиурула и Успения Богородицы в Лапинлахти.

Кроме церквей в которых были свои настоятели было множество небольших церквей и часовен в которых служили от случая к случаю. В среднем на каждые 500 человек приходилась одна церковь или часовня.

А в 1595 г. была учреждена Корельская и Орешковская епархия. Ее епископом был назначен Сильвестр. Сведения о епископе Сильвестре, как и о большинстве иерархов того времени, крайне скудны. В 16 в. он упоминается в числе архимандритов московского Симонова монастыря. Чистович утверждает, что в Карелию он прибыл из Вологды. Хиротонисан во епископы он был в 1595 г. при назначении на Корельскую епархию. Располагался епископ в административном центре Корельского уезда - городе Корела.

Суровая карельская природа привлекала многих монахов-отшельников, ищущих уединения. Часто они сначала проходили обучение в известных русских монастырях, а то и на Афоне. Найдя подходящее место, такой монах-отшельник строил небольшой скит. Своим примером он привлекал местных жителей, которые селились рядом, и иногда образовывался большой монастырь. Православные монастыри Карелии, сливаясь с природой, являлись сосредоточением аскетизма и созерцательности, центрами тихой миссионерской работы, в которых физический труд был частью образа жизни.

Карелы часто называли православных монахов греками или, как говорили местные жители - «крейкка». Отсюда происходит часто встречающийся в Карелии топоним «риеккала». Риеккала – большой остров около Сортавала на котором была древнейшая в Приладожье церковь. Риеккала – залив неподалеку от Куркиеки, в котором по преданию также была древняя церковь, а затем монастырь. Интересно, что финский историк Т. Швиндт еще в XIX в. использует слово «риекалайнен» как синоним «православный».

К сожалению, мы мало что знаем о древних монастырях Карелии. Даже история основания крупнейшего из них – Валаамского скрыта в глубине веков. Все архивы Валаамского монастыря были уничтожены во время набегов шведов.

 

Поклонный крест на месте церкви Архангела Михаила. п. Терву

 

Во всяком случае, достоверно известны имена основателей монастыря: прп. Сергия и Германа. Монастырь  располагался в 40–50 км. от прибрежных деревень Богородицкого Кирьяжского погоста и вел активную просветительскую и проповедническую работу среди карелов.

Из стен Валаамского монастыря вышло множество проповедников, распространявших христианство в самых глухих уголках русского севера. В XIV в. валаамский инок прп. Корнилий основал Палеостровский монастырь на берегу Онежского озера.  В 1397 г. валаамский инок прп. Арсений основал Коневецкий монастырь. В 1429 г. прп. Савватий основал Соловецкий монастырь. В 1487 г. прп. Александр Свирский основал обитель в Присвирье. В 1793 г. из стен монастыря отправился с проповедью на далекие Алеутские острова прп. Герман Аляскинский.

Вероятно, Валаамский монастырь был древнейшим и наиболее крупным монастырем в северо-западном Приладожье. Вслед за ним появились и другие. В 1397 г. на о. Коневец был основан Коневецкий монастырь. Неподалеку от Валаама, на о. Сенном (ныне Хйнясенмаа) был основан Троицкий Сенной монастырь. Основание монастыря по-видимому относится к концу 15 в.

В 16 в. Валаамский, Коневецкий и Сенной монастырь были крупнейшими и наиболее чтимыми монастырями на Ладожском озере. Именно эти монастыри названы в «Челобитной иноков царю Ивану Васильевичу (Грозному)», составленной около середины 16 века. В ней Сенная обитель, наряду с Валаамом и Коневцом, приводится  в качестве примера строгого  и  неотступного соблюдения общежительного устава. Эти же три монастыря упомянуты и в «Пермском дорожнике» второй половины 16 столетия: «Нево озеро велико, 300 верст поперек и на полдлину; а на нем стоят три монастыри: Валаам, да Кловенецъ, а промежи ими 70 верст, а третьи монастырь Синное словет».

Кроме этих больших монастырей в Карельской земле появилось множество малых монастырей и скитов. Малые монастыри часто находились вблизи больших поселений. Так в писцовой книге 1500 г. в г. Кореле упомянуты три монастыря - Никольский, Иоанна Предтечи и девичий Георгиевский. Неподалеку от административного центра Кирьяжского погоста, на о. Каннансаари также находился монастырь. Скитов же было множество.

 

Поклонный крест на месте церкви Успения Богородицы. Лапинлахти

 

Сокрушительный удар по монастырской и церковной жизни карелов нанесла шведская интервенция.

В России наступило «смутное время». Москву захватили поляки. В 1609 г. в Выборге был подписан договор между русским воеводой Скопиным-Шуйским и шведским полководцем Яковом Делагарди об оказании помощи против поляков. Согласно секретному приложению к договору, Корельский уезд должен был отойти к Швеции. Однако местное население отказалось признать договор, и Якову Делагарди пришлось в 1610 г. силой оружия подчинять себе эти земли. В отсутствии регулярных русских войск, епископ Сильвестр призвал местное население к борьбе с захватчиками. Собралось ополчение около 2000 человек.

В сентябре 1610 г. войска Якова Делагарди осадили крепость Корела. В крепости было около 2000 ополченцев и 500 стрельцов под командованием воевод И.М. Пушкина, А. Безобразова, В. Абрамова. Карельскими ополченцами командовал Григорий Сиркин. Духовную поддержку защитникам оказывал епископ Сильвестр. Осада продолжалась до марта 1611 г. и была прекращена после полного истощения сил защитников. Оставшиеся защитники пообещали взорвать себя вместе с крепость, тогда шведы выпустили из крепости с оружием и знаменами 100 оставшихся в живых ополченцев и епископа Сильвестра. Карелия почти на сто лет оказалась под властью Швеции, что было закреплено в 1617 г. Столбовским мирным договором.

Интересна дальнейшая судьба владыки Сильвестра. После захвата шведами Корелы, он был назначен управляющим Вологодской и Великопермской епархией, но до 1613 г. сохранял за собой и титул Карельского епископа. В 1612 г. Вологду захватили отряды поляков и запорожских казаков, которые разоряли город и грабили церкви. Владыка Сильвестр претерпел мучения и издевательства, но остался жив.  В 1613 г. был назначен в Псковскую и Изборскую епархию. В 1613 гг., оставаясь епископом Корельским, (подпись с таким титулом сохранилась под актом об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова). Почил владыка Сильвестр в 1615 г.

 

Древний мост на монастырский остров Каннансаари

 

Корельская епархия формально продолжала существовать до 1616 г. Епископом ее был Павел.

Много загадок хранит ранняя история православия в Карелии. Мало что осталось от многочисленных церквей и монастырей. И только легенды и местные названия хранят о них память.

Неподалеку от современного поселка Терву, в  п. Артонпохья в 16 в. был скит, в котором жил отшельник  Домка Самуилов.  В народе он слыл святым, и эту местность стали называть «Святика». В шведской поземельной книге 1618 г. это название уже присутствует в официальном качестве. В последствии это название изменилось в современное - Вятикка. Сравнивая названия деревень из писцовых книг и современные названия, часто можно проследить их эволюцию. Так частые названия «спас» от Спасителя превратились в «паасо». «Святозеро» превратилось в «Яатярви» (ярви-озеро). Часто место, где стояла церковь во имя Николая Чудотворца, имело приставку «Микли». Это название происходит от карельского произношения имени Николай.

 

 

Поиск Карелия All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX

«Экскурсии и туры. TravelRussia»

Экскурсии по России (автобус, круиз, отдых на 1 день) Бронирование туров по России
Search Results from «Озон» Российские просторы
 
Дмитрий Киселев Крым. Путеводитель
Крым. Путеводитель
Путеводитель по Крыму серии "Оранжевый гид" - самой разнообразной и популярной серии путеводителей с яркой обложкой. Внутри еще больше красочных фотографий, полезных советов от автора, куда пойти и как провести время в городах полуострова. А также удобная вложенная карта, точные расстояния между объектами прогулок на полях книги, правила для незабываемого путешествия и советы по экономии. Информация полностью обновлена в 2017 году....

Цена:
369 руб

Ю. Н. Лубченков Города России
Города России
Эта книга сегодня является одной из самых подробных, исторически выверенных и информативных книг по возникновению и развитию русских городов и всего Русского государства.
От первых городов Киевской Руси до татарского разорения, с победы в Куликовской битве до создания Российской империи Вы сможете проследить бурную историю нашего Отечества. Дотла сожженные города восставали вновь и вновь из золы и пепла. Росла и крепла Москва, собирая вокруг себя русские земли, продвигаясь на восток, на юг и на запад, откуда молодому государству беспрестанно грозили враги. История каждого города России есть история ее народа. Он смог не погибнуть под валом монголо-татарского нашествия, в первые же десятилетия государственного единства поклониться Ивану Грозному "всею Сибирью", а спустя два столетия "ногою твердой встать при море", заложить и выстроить новую столицу, на мостовые которой так ни разу и не ступил враг. Из истории городов можно узнать, чем торговала наша страна, какие дипломатические отношения поддерживала она с близкими соседями.
Автор неспроста завершает свое повествование 1914 годом - роковой датой начала Первой мировой войны, приведшей к катастрофическим последствиям. Завершается история собственно Российской империи с ее бесчисленными богатыми городами, ломящимися от товаров ярмарками и изобилием жадных до работы и творчества людей. В 1914 году началась совсем иная история России, которая продолжается на наших глазах.
В книге описываются возникновение, развитие, гибель и возрождение 108 русских городов от Бреста до Владивостока.

Формат издания: 20,5 см х 27 см....

Цена:
1823 руб

Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник
Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник
Фотоальбом посвящен Киево-Печерскому государственному историко-культурному заповеднику. На протяжении почти девяти столетий складывался его облик. По летописным данным, Печерский монастырь был основан в 1051 году - о первых лаврских пещерах упоминает "Повесть временных лет".
На территории заповедника, площадь которого составляет 28 гектаров, находится около ста исторических сооружений, 42 из которых являются уникальными образцами отечественного зодчества....

Цена:
489 руб

Великий Устюг
Великий Устюг
Фотоальбом содержит краткий очерк о Великом Устюге....

Цена:
246 руб

Южный берег Крыма. Краеведческий очерк
Южный берег Крыма. Краеведческий очерк
Симферополь, 1960 год. Крымиздат.
С иллюстрациями.
Издательский переплет. Сохранность хорошая.
Южный берег Крыма. Сколько стихов посвящено ему. Какие прекрасные пейзажи написаны здесь художниками с натуры. Немало сложено о нем песен. И действительно, это чудесный уголок нашей Родины! Ежегодно его посещают сотни тысяч туристов.
О природе, курортах и примечательных местах Южного берега рассказывает в этой небольшой книжке ее автор Юрий Хохряков....

Цена:
409 руб

Артем Русакович Русский Север
Русский Север
Русский Север - это дворцы Петербурга и шедевры деревянного зодчества острова Кижи, монастыри Соловков и Валаама и старинные I города Вологодчины, тундры и горные массивы Хибин, широкие реки и живописные озера. Для едущих сюда путешественников мы собрали всю самую необходимую информацию: что посмотреть, чем заняться, как и на чем передвигаться, где поесть и переночевать. В путеводителе подробно описаны Санкт-Петербург, Ленинградская, Вологодская, Архангельская и Мурманская области, Карелия и Коми. Эта книга сделает ваше путешествие по северным областям России легким, недорогим и интересным....

Цена:
447 руб

Вацлав Шуббе Крым. Путеводитель
Крым. Путеводитель
Настоящая книга - незаменимый помощник для любою приезжающего в Крым. В ней собрана полная, актуальная информация об исторических достопримечательностях, отелях, транспорте, развлечениях на полуострове. Материал удобно структурирован с учетом цен, доступности и качества услуг....

Цена:
77 руб

С. Б. Михня По Твери пешком. Пять лучших прогулок по городу
По Твери пешком. Пять лучших прогулок по городу
Этот путеводитель содержит пять лучших прогулок по Твери - одному из древнейших и красивейших городов России. Автор, словно хороший знакомый, проведет вас по самым интересным маршрутам Твери, рассказывая при этом занимательные и необычные истории из прошлого и настоящего города. Помимо главных достопримечательностей, вы познакомитесь с малоизвестными, "секретными" местами, увидите то, что не показывают даже экскурсоводы. Легко ориентироваться в маршруте прогулки помогут крупномасштабные карты-схемы, а точно распознать ту или иную достопримечательность - цветные фотографии.

Книга понравится и жителям города, и всем самостоятельным путешественникам. Приятных вам прогулок и незабываемых впечатлений!...

Цена:
173 руб

 Курорты Черного моря. От Джубги до Анапы
Курорты Черного моря. От Джубги до Анапы
Краснодарский край – самый популярный регион отдыха в России. Только в Анапе ежегодно отдыхает до 4?млн чел. Путеводитель составлен Галиной Шефер, журналистом сайта о путешествиях, - все маршруты проверены автором лично. Рассчитан на самостоятельных путешественников, готовых еще лучше узнать самые популярные места отдыха Краснодарского края.
В путеводителе вы найдете описания самых интересных маршрутов по курортным местам. Карты и схемы значительно облегчат ориентирование. Как добраться, что посмотреть, где поселиться, где поесть, чем заняться – в нашей книге вы найдете ответы на эти вопросы.
С нашим путеводителем за меньшее количество времени вы увидите больше....

Цена:
276 руб

Д. Е. Кульков Самара. Путеводитель (+ карта)
Самара. Путеводитель (+ карта)
Перед вами экспресс-гид по Самаре. В нем содержится краткая информация о городе, советы, как лучше провести первый и второй дни, и 25 главных достопримечательностей. Также в книге вы найдете описания самых интересных мест каждого района города. Гуляйте, знакомьтесь, восхищайтесь удивительной Самарой и получайте нужную информацию в режиме нон-стоп! К изданию прилагается подробная карта города....

Цена:
247 руб



2003 Copyright © «Parus.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | Энциклопедия «Карелия». Походная энциклопедия. СМИ новости туризма. Товары для туризма и спорта. Авиабилеты. Отели. Санкт-Петербург. Женский интернет. Весёлый офис. Мужской клуб. Знакомства. Энциклопедии и справочники. Интересные статьи. Фирмы и организации России, бизнес новости компаний. Анонсы, пресс-релизы. Скидки, бонусы. Сотрудничество. Карьера, вакансии, работа. Рекламные услуги. Магазины. | Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. | Партнёрская программа для магазинов и вебмастеров. | Купить скрипты Nevius. | PR Продвижение сайтов. | Купить хостинг Санкт-Петербурге.
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика