Карелия, отдых в Карелии
Забытые монастыри

Загадки Карельских фиордов

 

Забытые монастыри

 

Новгородский каменный крест на о. Кильпола.В 12 в. главным торговым партнером карелов становиться Новгород. Вероятно, торговые связи быстро переросли в культурные, а затем и в военные. В это же время, благодаря новгородцам, происходит и  распространение христианства среди карелов. Изучение карельских захоронений показали, что именно в 12 в. широкое распространение получил христианский обряд.

О том, что карелы приняли христианство от новгородцев говорит и лингвистика. Многие религиозные термины в карельском языке происходят из русского языка: risti — крест, skitta — скит, pappi — поп. Интересно, что это характерно и для финского языка. Топонимы основанные на русских религиозных терминах, широко распространены не только на территории Карелии, но и Финляндии.

Как же происходило распространение православия среди карел. Вероятно, первыми приняли православие карельские вожди. Новгородская летопись упоминает об одном из таких вождей близкого родственного карелам племени ижора – Пелгусии: Пелгусий, отвечавший за морскую оборону новгородских рубежей, крестился и наречен был Филиппом, но жил «посреде роду своего погана суща».

Новгородцы не навязывали своей веры и действовали более примером, чем силой. Такая тактика нашла путь к сердцам карел. Склоняла к принятию православия и воинское братство карел и новгородцев. Карелы были постоянными союзниками новгородцев в и их воинских походах. Примечательно, что один из таких походов в 1227 г. под предводительством новгородского князя Ярослава Всеволодовича, отца святого благоверного князя Александра Невского, закончился массовым крещением простых карел: «...того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди». Вероятно этот акт формально закрепил фактическое принятие христианства карелами.

Насколько можно судить по новгородским летописям, принятие христианства карелами происходило мирно. Этому способствовали два фактора.

Во-первых карельский народ только сложился к 10-12 вв., и в его среде не успела появиться влиятельная жреческая каста. Карельские арбуи были скорее не жрецами, а знахарями. Они немного лечили, немного заговаривали и легко приспособились к новой вере. Вместо заговоров обращенных к языческим божествам, стали  обращаться к православным святым.

Во-вторых, новгородцы не навязывали православие силой и терпимо относились к местным обычаям. Более жесткую позицию по отношению к арбуям православная церковь заняла только после того, как на новгородской кафедре оказались московские митрополиты в конце 15, начале 16 вв. Эта позиция нашла свое отражение в послании новгородского митрополита Макария в 1534 г.

 

Образок со Святой Троицей. о. Кильпола.

 

Благодаря терпимости православной церкви к народным обычаям, до нашего времени в среде карел сохранились знаменитые руны «Калевалы». Э. Лёнрот смог собрать их только в среде православных карел. В своих воспоминаниях он пишет, что за исполнение рун на территории лютеранской Финляндии можно было попасть в тюрьму.

Вероятно, вскоре после 1227 г. на Карельской земле стала появляться и церковная структура. В Новгороде было принято деление на погосты. Погост являлся одновременно и церковным и административным делением.

Упоминание первых карельских погостов мы находим при заключении Ореховецкого мирного договора в 1323 г. В нем упоминаются три карельских погоста Яскис, Эврепя и Саволакс, которые по условиям договора должны были достаться шведам.

Мирный договор 1323 г. привел к разделу карельских земель, но он имел и положительное значение. Жизнь в Карелии стала более спокойной. Это послужило толчком к созданию в Карелии монастырей.

Однако отдельные нападения шведов продолжались. И в первую очередь они уничтожали церкви и монастыри. «В лето 6904 (1396) Пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьескыи и Кюлоласкыи, и церковь сожгоша; и князь Костянтинъ с Корелою гнася по них, и языкъ изима и присла в Новъгород». В этом отрывке впервые упоминаются два карельских погоста территория которых сейчас расположена в Лахденпохском районе. Этот отрывок очень важен для нас еще и тем, что из него видно, что к 1396 г. в Карелии уже прочно установилась как административная, так и церковная структура погостов. Православие прочно вошло в быт карелов.

И в Кирьяжском погосте, на месте которого находится современный Лахденпохский район появилась церковная структура. В писцовой книге 1500 г. перечислены главные церкви погостов и их штат. Так по Кирьяжскому погосту сказано: «На погосте церковь Рождества пречистыя, на погосте же не тяглых поп Кузьма, дьяк церковный Гаврилка; пашни у них церковные на три коробьи ржи, а в луки неположены, сторож церковный Лучка, проскурница Орина; пашни у них нет».

А в обыскной книге 1571 г. перечислены уже 11 церквей Кирьяжского погоста.

 

Поклонный крест на месте монастыря на о. Каннансаари.

 

Всего в Кирьяжском погосте в 1571 г. были: священники Яков в церкви Крещения Господня в Терву, Ермолай в церкви Георгия Победоносца в Сорола, Елевферий в церкви Николая Чудотворца в Микли, Григорий в церкви Пророка Илии  в Вейяла, Алексий  в церкви Рождества Христова  в Йоукио, Зиновий в церквях Тюрья и Уукуниеми. К этому же времени относятся церкви Воздвиженья Креста Господня в Тиурула и Успения Богородицы в Лапинлахти.

Кроме церквей в которых были свои настоятели было множество небольших церквей и часовен в которых служили от случая к случаю. В среднем на каждые 500 человек приходилась одна церковь или часовня.

А в 1595 г. была учреждена Корельская и Орешковская епархия. Ее епископом был назначен Сильвестр. Сведения о епископе Сильвестре, как и о большинстве иерархов того времени, крайне скудны. В 16 в. он упоминается в числе архимандритов московского Симонова монастыря. Чистович утверждает, что в Карелию он прибыл из Вологды. Хиротонисан во епископы он был в 1595 г. при назначении на Корельскую епархию. Располагался епископ в административном центре Корельского уезда - городе Корела.

Суровая карельская природа привлекала многих монахов-отшельников, ищущих уединения. Часто они сначала проходили обучение в известных русских монастырях, а то и на Афоне. Найдя подходящее место, такой монах-отшельник строил небольшой скит. Своим примером он привлекал местных жителей, которые селились рядом, и иногда образовывался большой монастырь. Православные монастыри Карелии, сливаясь с природой, являлись сосредоточением аскетизма и созерцательности, центрами тихой миссионерской работы, в которых физический труд был частью образа жизни.

Карелы часто называли православных монахов греками или, как говорили местные жители - «крейкка». Отсюда происходит часто встречающийся в Карелии топоним «риеккала». Риеккала – большой остров около Сортавала на котором была древнейшая в Приладожье церковь. Риеккала – залив неподалеку от Куркиеки, в котором по преданию также была древняя церковь, а затем монастырь. Интересно, что финский историк Т. Швиндт еще в XIX в. использует слово «риекалайнен» как синоним «православный».

К сожалению, мы мало что знаем о древних монастырях Карелии. Даже история основания крупнейшего из них – Валаамского скрыта в глубине веков. Все архивы Валаамского монастыря были уничтожены во время набегов шведов.

 

Поклонный крест на месте церкви Архангела Михаила. п. Терву

 

Во всяком случае, достоверно известны имена основателей монастыря: прп. Сергия и Германа. Монастырь  располагался в 40–50 км. от прибрежных деревень Богородицкого Кирьяжского погоста и вел активную просветительскую и проповедническую работу среди карелов.

Из стен Валаамского монастыря вышло множество проповедников, распространявших христианство в самых глухих уголках русского севера. В XIV в. валаамский инок прп. Корнилий основал Палеостровский монастырь на берегу Онежского озера.  В 1397 г. валаамский инок прп. Арсений основал Коневецкий монастырь. В 1429 г. прп. Савватий основал Соловецкий монастырь. В 1487 г. прп. Александр Свирский основал обитель в Присвирье. В 1793 г. из стен монастыря отправился с проповедью на далекие Алеутские острова прп. Герман Аляскинский.

Вероятно, Валаамский монастырь был древнейшим и наиболее крупным монастырем в северо-западном Приладожье. Вслед за ним появились и другие. В 1397 г. на о. Коневец был основан Коневецкий монастырь. Неподалеку от Валаама, на о. Сенном (ныне Хйнясенмаа) был основан Троицкий Сенной монастырь. Основание монастыря по-видимому относится к концу 15 в.

В 16 в. Валаамский, Коневецкий и Сенной монастырь были крупнейшими и наиболее чтимыми монастырями на Ладожском озере. Именно эти монастыри названы в «Челобитной иноков царю Ивану Васильевичу (Грозному)», составленной около середины 16 века. В ней Сенная обитель, наряду с Валаамом и Коневцом, приводится  в качестве примера строгого  и  неотступного соблюдения общежительного устава. Эти же три монастыря упомянуты и в «Пермском дорожнике» второй половины 16 столетия: «Нево озеро велико, 300 верст поперек и на полдлину; а на нем стоят три монастыри: Валаам, да Кловенецъ, а промежи ими 70 верст, а третьи монастырь Синное словет».

Кроме этих больших монастырей в Карельской земле появилось множество малых монастырей и скитов. Малые монастыри часто находились вблизи больших поселений. Так в писцовой книге 1500 г. в г. Кореле упомянуты три монастыря - Никольский, Иоанна Предтечи и девичий Георгиевский. Неподалеку от административного центра Кирьяжского погоста, на о. Каннансаари также находился монастырь. Скитов же было множество.

 

Поклонный крест на месте церкви Успения Богородицы. Лапинлахти

 

Сокрушительный удар по монастырской и церковной жизни карелов нанесла шведская интервенция.

В России наступило «смутное время». Москву захватили поляки. В 1609 г. в Выборге был подписан договор между русским воеводой Скопиным-Шуйским и шведским полководцем Яковом Делагарди об оказании помощи против поляков. Согласно секретному приложению к договору, Корельский уезд должен был отойти к Швеции. Однако местное население отказалось признать договор, и Якову Делагарди пришлось в 1610 г. силой оружия подчинять себе эти земли. В отсутствии регулярных русских войск, епископ Сильвестр призвал местное население к борьбе с захватчиками. Собралось ополчение около 2000 человек.

В сентябре 1610 г. войска Якова Делагарди осадили крепость Корела. В крепости было около 2000 ополченцев и 500 стрельцов под командованием воевод И.М. Пушкина, А. Безобразова, В. Абрамова. Карельскими ополченцами командовал Григорий Сиркин. Духовную поддержку защитникам оказывал епископ Сильвестр. Осада продолжалась до марта 1611 г. и была прекращена после полного истощения сил защитников. Оставшиеся защитники пообещали взорвать себя вместе с крепость, тогда шведы выпустили из крепости с оружием и знаменами 100 оставшихся в живых ополченцев и епископа Сильвестра. Карелия почти на сто лет оказалась под властью Швеции, что было закреплено в 1617 г. Столбовским мирным договором.

Интересна дальнейшая судьба владыки Сильвестра. После захвата шведами Корелы, он был назначен управляющим Вологодской и Великопермской епархией, но до 1613 г. сохранял за собой и титул Карельского епископа. В 1612 г. Вологду захватили отряды поляков и запорожских казаков, которые разоряли город и грабили церкви. Владыка Сильвестр претерпел мучения и издевательства, но остался жив.  В 1613 г. был назначен в Псковскую и Изборскую епархию. В 1613 гг., оставаясь епископом Корельским, (подпись с таким титулом сохранилась под актом об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова). Почил владыка Сильвестр в 1615 г.

 

Древний мост на монастырский остров Каннансаари

 

Корельская епархия формально продолжала существовать до 1616 г. Епископом ее был Павел.

Много загадок хранит ранняя история православия в Карелии. Мало что осталось от многочисленных церквей и монастырей. И только легенды и местные названия хранят о них память.

Неподалеку от современного поселка Терву, в  п. Артонпохья в 16 в. был скит, в котором жил отшельник  Домка Самуилов.  В народе он слыл святым, и эту местность стали называть «Святика». В шведской поземельной книге 1618 г. это название уже присутствует в официальном качестве. В последствии это название изменилось в современное - Вятикка. Сравнивая названия деревень из писцовых книг и современные названия, часто можно проследить их эволюцию. Так частые названия «спас» от Спасителя превратились в «паасо». «Святозеро» превратилось в «Яатярви» (ярви-озеро). Часто место, где стояла церковь во имя Николая Чудотворца, имело приставку «Микли». Это название происходит от карельского произношения имени Николай.

 

 


просмотров: 2904
Booking.com
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Ингерманландия и Карелия. Atlas Russicus mappa una generali ... Petropolitanae

$53.88
End Date: Oct-25 04:40
Buy It Now for only: US $53.88
Buy it now |
марка. мотоциклы. Россия. (Карелия) 1998

$5.00
End Date: Nov-19 00:11
Buy It Now for only: US $5.00
Buy it now |
марка. автомобили. Россия. (Карелия) 1998

$4.00
End Date: Nov-19 00:12
Buy It Now for only: US $4.00
Buy it now |
Спальный мешок одеяло NovaTour "Карелия 450"

$50.05
End Date: Nov-01 07:11
Buy It Now for only: US $50.05
Buy it now |
Спальный мешок одеяло NovaTour "Карелия 300"

$43.80
End Date: Nov-01 07:11
Buy It Now for only: US $43.80
Buy it now |
Спальный мешок увеличенный одеяло NovaTour "Карелия 300 XL"

$51.62
End Date: Nov-01 07:11
Buy It Now for only: US $51.62
Buy it now |
Viipuri Vyborg выборг Wiborg overlooking Karjala, карелия Karelia 1923

$25.84
End Date: Nov-05 14:43
Buy It Now for only: US $25.84
Buy it now |
Old Russia Original Photo. WWII. Near Leningrad. Город Коколайнен. Карелия

$15.00
End Date: Oct-31 20:28
Buy It Now for only: US $15.00
Buy it now |
Search Results from «Озон» Российские просторы
 
Ленинград. Путеводитель
Ленинград. Путеводитель
На основе разнообразных маршрутов по городу авторы создают картину сегодняшнего Ленинграда. Широко используя научные исследования последних лет, они характеризуют главные этапы жизни города в историческом, социальном и культурном аспектах, рассказывают о памятных ленинских и революционных местах....

Цена:
75 руб

Суздаль. Фотоальбом
Суздаль. Фотоальбом
Поэтическими названиями - "единая каменная песнь", "каменная летопись", "город-музей" - обязан Суздаль своему главному богатству - памятникам архитектуры. По их обилию, по сохранности своего первоначального облика Суздаль уникален. До наших дней сохранилось более 200 творений древних зодчих - редчайших сокровищ русской национальной культуры.
Былинно-древний Суздаль появился на страницах летописей в начале XI века и надолго определил целый период в истории русской национальной государственности и культуры, именуемый Суздальской Русью. Нельзя не согласиться со словами писателя Владимира Солоухина "Это и был корень России".
Чувство глубокого волнения и гордости за талантливый труд древних мастеров, за не менее вдохновенный труд советских реставраторов и строителей, сделавших памятники достоянием народа, охватывает каждого, кто ступает на эту священную землю.
Ощутить и постигнуть тайну магического воздействия Суздаля можно лишь с глазу на глаз......

Цена:
151 руб

Т. Гейдор, П. Павлинов, А. Раскин Moscow. Architecture. History. Art / Москва. Архитектура. История. Искусство
Moscow. Architecture. History. Art / Москва. Архитектура. История. Искусство
Moscow... The very word has a majestic and powerful resonance. It almost seems to glow with the same brilliance as the golden domes of the city's churches and the burnished frames of their miraculous icons. Moscow's stellar brilliance is symbolic of its historical role as the gatherer of the Russian lands, the first capital where princes and tsars were crowned. Moscow took root in the very heart of the Russian lands and gradually became immortal. In 1812 the city was a sacrifice on the altar of war, yet precipitated the inglorious demise of Napoleons great army. During World War II Moscow suffered a great deal. The battle in the outskirts of Moscow was the first defeat of the Nazis. Although the city was repeatedly burned to the ground, it rose from the ashes each time like the phoenix. For the people of Russia the city was like a burning bush from which the voice of the country's destiny was to be heard in days of great sorrow and rejoicing.
The stellar light that surrounds Moscow has never once been extinguished. Today, at the beginning of the 21st century, the bells of the ancient cathedrals, restored to new life, can again be heard ringing out over "great and gold-domed" Moscow. This is the jubilant "voice of time" that resounds with the enormous energy and vigour of the past, while heralding the indubitable attainment of future heights. It is here in the voice of Moscow, as in its image as a whole, that Russia's underlying strength, its confidence in its ability to fulfil its difficult destiny and its bold and imaginative approach to the future lie hidden....

Цена:
2799 руб

Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге. XIX век. Путеводитель
Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге. XIX век. Путеводитель
Книга одновременно является и путеводителем по дворцово-парковым ансамблям, расположенным на Царской (Нижней) дороге из Петергофа в Стрельну, и занимательным рассказом, посвященным владельцам дворцов и усадеб.
Книга содержит также малоизвестные сведения о жизни Петергофа и Стрельны XIX века, их населении, промышленности, старинных зданиях, сохранившихся до нашего времени. Путеводитель расскажет и об истории недавно возрожденной немецкой колонии Нойдорф в Стрельне - от начала XIX века и по сегодняшний день....

Цена:
1409 руб

Загорский музей-заповедник. Путеводитель
Загорский музей-заповедник. Путеводитель
Основной фонд музея составляют сокровища Троице-Сергиева монастыря, созданные трудом нескольких поколений талантливых зодчих, художников и мастеров прикладного искусства Древней Руси. Исключительное место в истории русской культуры принадлежит архитектурному ансамблю Троице-Сергиева монастыря - этой подлинной жемчужине древнерусского зодчества. Троице-Сергиев монастырь был на Руси своеобразным хранилищем художественных ценностей, которые поступили сюда в качестве вкладов от великих и удельных князей, царей, бояр, духовенства и простых людей. Это замечательные произведения живописи, графики и прикладного искусства. За годы существования музея его древнейшее собрание обогатилось новыми экспонатами, собранными научными сотрудниками во время экспедиций....

Цена:
84 руб

Московский Кремль
Московский Кремль
Книга рассказывает об истории Кремля и основных его достопримечательностей. Текст снабжён многочисленными фотографиями и схемами.

Издание карманного формата....

Цена:
609 руб

О. П. Песьякова, Н. И. Тормосова, А. Б. Бодэ Каргополь. Путеводитель
Каргополь. Путеводитель
Вашему вниманию предлагается красочный путеводитель "Каргополь"....

Цена:
354 руб

Дмитрий Крылов, Дмитрий Кульков Россия (+ DVD-ROM)
Россия (+ DVD-ROM)

Путеводитель от главного путешественника России! Преимущества книг этой серии: - Максимальный охват городов по каждой стране.
- Мегакрасочно и ярко - около 1000 качественных фотоиллюстраций в каждой книге! Удобства:
- Легкая навигация в материале с помощью содержания, схем и указателей.
- О каком бы месте ни шла речь - всегда есть информация о том, как до него добраться самостоятельно.
- Даны подробные маршруты пешеходных прогулок по всем мало-мальски значимым городам. А ко всем маршрутам - есть карты....

Цена:
729 руб

Аркадий Дмитриевич Вяткин Места силы. Россия плюс Крым. Большая энциклопедия
Места силы. Россия плюс Крым. Большая энциклопедия
Россия полна невероятной силы и многих чарующих тайн. Как и везде на поверхности нашей планеты, на ее огромной территории существуют места и довольно обширные регионы, в которых физические законы не действуют. Посещать многие из них и тем более жить в них не всегда безопасно, поскольку они имеют выраженное магнитное и энергетическое воздействие, как на физический мир, так и на сознание человека. В то же время на территории нашей родины существуют зоны, где действует позитивная, целительная сила. Она может питать и оздоровлять человека, наделяя его невероятными способностями.
Это красочное, иллюстрированное издание предлагает ознакомиться с наиболее ярко выраженными зонами отрицательного и положительного воздействия, с указанием их географического местоположения, описанием интересных фактов, а также причин аномальности и способов возможной защиты от их активного влияния, или наоборот, применения с максимальной пользой....

Цена:
869 руб

Фокин Д.Н., Казань: путеводитель + карта. 5-е изд., испр. и доп.
Казань: путеводитель + карта. 5-е изд., испр. и доп.
Хорошие новости: столица республики Татарстан и третья столица России с этого момента охвачена «Оранжевым гидом»! Теперь каждый сможет найти свою Казань: мистическая, романтическая, спортивная, религиозная, полная искусств… И всегда удивительная -...

Цена:
454 руб



2003 Copyright © «Parus.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Походы СПб, рафтинг, конные походы, детский туризм, рыбалка, туры, аренда коттеджей
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика