Карелия, отдых в Карелии
Забытые монастыри

Загадки Карельских фиордов

 

Забытые монастыри

 

Новгородский каменный крест на о. Кильпола.В 12 в. главным торговым партнером карелов становиться Новгород. Вероятно, торговые связи быстро переросли в культурные, а затем и в военные. В это же время, благодаря новгородцам, происходит и  распространение христианства среди карелов. Изучение карельских захоронений показали, что именно в 12 в. широкое распространение получил христианский обряд.

О том, что карелы приняли христианство от новгородцев говорит и лингвистика. Многие религиозные термины в карельском языке происходят из русского языка: risti — крест, skitta — скит, pappi — поп. Интересно, что это характерно и для финского языка. Топонимы основанные на русских религиозных терминах, широко распространены не только на территории Карелии, но и Финляндии.

Как же происходило распространение православия среди карел. Вероятно, первыми приняли православие карельские вожди. Новгородская летопись упоминает об одном из таких вождей близкого родственного карелам племени ижора – Пелгусии: Пелгусий, отвечавший за морскую оборону новгородских рубежей, крестился и наречен был Филиппом, но жил «посреде роду своего погана суща».

Новгородцы не навязывали своей веры и действовали более примером, чем силой. Такая тактика нашла путь к сердцам карел. Склоняла к принятию православия и воинское братство карел и новгородцев. Карелы были постоянными союзниками новгородцев в и их воинских походах. Примечательно, что один из таких походов в 1227 г. под предводительством новгородского князя Ярослава Всеволодовича, отца святого благоверного князя Александра Невского, закончился массовым крещением простых карел: «...того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди». Вероятно этот акт формально закрепил фактическое принятие христианства карелами.

Насколько можно судить по новгородским летописям, принятие христианства карелами происходило мирно. Этому способствовали два фактора.

Во-первых карельский народ только сложился к 10-12 вв., и в его среде не успела появиться влиятельная жреческая каста. Карельские арбуи были скорее не жрецами, а знахарями. Они немного лечили, немного заговаривали и легко приспособились к новой вере. Вместо заговоров обращенных к языческим божествам, стали  обращаться к православным святым.

Во-вторых, новгородцы не навязывали православие силой и терпимо относились к местным обычаям. Более жесткую позицию по отношению к арбуям православная церковь заняла только после того, как на новгородской кафедре оказались московские митрополиты в конце 15, начале 16 вв. Эта позиция нашла свое отражение в послании новгородского митрополита Макария в 1534 г.

 

Образок со Святой Троицей. о. Кильпола.

 

Благодаря терпимости православной церкви к народным обычаям, до нашего времени в среде карел сохранились знаменитые руны «Калевалы». Э. Лёнрот смог собрать их только в среде православных карел. В своих воспоминаниях он пишет, что за исполнение рун на территории лютеранской Финляндии можно было попасть в тюрьму.

Вероятно, вскоре после 1227 г. на Карельской земле стала появляться и церковная структура. В Новгороде было принято деление на погосты. Погост являлся одновременно и церковным и административным делением.

Упоминание первых карельских погостов мы находим при заключении Ореховецкого мирного договора в 1323 г. В нем упоминаются три карельских погоста Яскис, Эврепя и Саволакс, которые по условиям договора должны были достаться шведам.

Мирный договор 1323 г. привел к разделу карельских земель, но он имел и положительное значение. Жизнь в Карелии стала более спокойной. Это послужило толчком к созданию в Карелии монастырей.

Однако отдельные нападения шведов продолжались. И в первую очередь они уничтожали церкви и монастыри. «В лето 6904 (1396) Пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьескыи и Кюлоласкыи, и церковь сожгоша; и князь Костянтинъ с Корелою гнася по них, и языкъ изима и присла в Новъгород». В этом отрывке впервые упоминаются два карельских погоста территория которых сейчас расположена в Лахденпохском районе. Этот отрывок очень важен для нас еще и тем, что из него видно, что к 1396 г. в Карелии уже прочно установилась как административная, так и церковная структура погостов. Православие прочно вошло в быт карелов.

И в Кирьяжском погосте, на месте которого находится современный Лахденпохский район появилась церковная структура. В писцовой книге 1500 г. перечислены главные церкви погостов и их штат. Так по Кирьяжскому погосту сказано: «На погосте церковь Рождества пречистыя, на погосте же не тяглых поп Кузьма, дьяк церковный Гаврилка; пашни у них церковные на три коробьи ржи, а в луки неположены, сторож церковный Лучка, проскурница Орина; пашни у них нет».

А в обыскной книге 1571 г. перечислены уже 11 церквей Кирьяжского погоста.

 

Поклонный крест на месте монастыря на о. Каннансаари.

 

Всего в Кирьяжском погосте в 1571 г. были: священники Яков в церкви Крещения Господня в Терву, Ермолай в церкви Георгия Победоносца в Сорола, Елевферий в церкви Николая Чудотворца в Микли, Григорий в церкви Пророка Илии  в Вейяла, Алексий  в церкви Рождества Христова  в Йоукио, Зиновий в церквях Тюрья и Уукуниеми. К этому же времени относятся церкви Воздвиженья Креста Господня в Тиурула и Успения Богородицы в Лапинлахти.

Кроме церквей в которых были свои настоятели было множество небольших церквей и часовен в которых служили от случая к случаю. В среднем на каждые 500 человек приходилась одна церковь или часовня.

А в 1595 г. была учреждена Корельская и Орешковская епархия. Ее епископом был назначен Сильвестр. Сведения о епископе Сильвестре, как и о большинстве иерархов того времени, крайне скудны. В 16 в. он упоминается в числе архимандритов московского Симонова монастыря. Чистович утверждает, что в Карелию он прибыл из Вологды. Хиротонисан во епископы он был в 1595 г. при назначении на Корельскую епархию. Располагался епископ в административном центре Корельского уезда - городе Корела.

Суровая карельская природа привлекала многих монахов-отшельников, ищущих уединения. Часто они сначала проходили обучение в известных русских монастырях, а то и на Афоне. Найдя подходящее место, такой монах-отшельник строил небольшой скит. Своим примером он привлекал местных жителей, которые селились рядом, и иногда образовывался большой монастырь. Православные монастыри Карелии, сливаясь с природой, являлись сосредоточением аскетизма и созерцательности, центрами тихой миссионерской работы, в которых физический труд был частью образа жизни.

Карелы часто называли православных монахов греками или, как говорили местные жители - «крейкка». Отсюда происходит часто встречающийся в Карелии топоним «риеккала». Риеккала – большой остров около Сортавала на котором была древнейшая в Приладожье церковь. Риеккала – залив неподалеку от Куркиеки, в котором по преданию также была древняя церковь, а затем монастырь. Интересно, что финский историк Т. Швиндт еще в XIX в. использует слово «риекалайнен» как синоним «православный».

К сожалению, мы мало что знаем о древних монастырях Карелии. Даже история основания крупнейшего из них – Валаамского скрыта в глубине веков. Все архивы Валаамского монастыря были уничтожены во время набегов шведов.

 

Поклонный крест на месте церкви Архангела Михаила. п. Терву

 

Во всяком случае, достоверно известны имена основателей монастыря: прп. Сергия и Германа. Монастырь  располагался в 40–50 км. от прибрежных деревень Богородицкого Кирьяжского погоста и вел активную просветительскую и проповедническую работу среди карелов.

Из стен Валаамского монастыря вышло множество проповедников, распространявших христианство в самых глухих уголках русского севера. В XIV в. валаамский инок прп. Корнилий основал Палеостровский монастырь на берегу Онежского озера.  В 1397 г. валаамский инок прп. Арсений основал Коневецкий монастырь. В 1429 г. прп. Савватий основал Соловецкий монастырь. В 1487 г. прп. Александр Свирский основал обитель в Присвирье. В 1793 г. из стен монастыря отправился с проповедью на далекие Алеутские острова прп. Герман Аляскинский.

Вероятно, Валаамский монастырь был древнейшим и наиболее крупным монастырем в северо-западном Приладожье. Вслед за ним появились и другие. В 1397 г. на о. Коневец был основан Коневецкий монастырь. Неподалеку от Валаама, на о. Сенном (ныне Хйнясенмаа) был основан Троицкий Сенной монастырь. Основание монастыря по-видимому относится к концу 15 в.

В 16 в. Валаамский, Коневецкий и Сенной монастырь были крупнейшими и наиболее чтимыми монастырями на Ладожском озере. Именно эти монастыри названы в «Челобитной иноков царю Ивану Васильевичу (Грозному)», составленной около середины 16 века. В ней Сенная обитель, наряду с Валаамом и Коневцом, приводится  в качестве примера строгого  и  неотступного соблюдения общежительного устава. Эти же три монастыря упомянуты и в «Пермском дорожнике» второй половины 16 столетия: «Нево озеро велико, 300 верст поперек и на полдлину; а на нем стоят три монастыри: Валаам, да Кловенецъ, а промежи ими 70 верст, а третьи монастырь Синное словет».

Кроме этих больших монастырей в Карельской земле появилось множество малых монастырей и скитов. Малые монастыри часто находились вблизи больших поселений. Так в писцовой книге 1500 г. в г. Кореле упомянуты три монастыря - Никольский, Иоанна Предтечи и девичий Георгиевский. Неподалеку от административного центра Кирьяжского погоста, на о. Каннансаари также находился монастырь. Скитов же было множество.

 

Поклонный крест на месте церкви Успения Богородицы. Лапинлахти

 

Сокрушительный удар по монастырской и церковной жизни карелов нанесла шведская интервенция.

В России наступило «смутное время». Москву захватили поляки. В 1609 г. в Выборге был подписан договор между русским воеводой Скопиным-Шуйским и шведским полководцем Яковом Делагарди об оказании помощи против поляков. Согласно секретному приложению к договору, Корельский уезд должен был отойти к Швеции. Однако местное население отказалось признать договор, и Якову Делагарди пришлось в 1610 г. силой оружия подчинять себе эти земли. В отсутствии регулярных русских войск, епископ Сильвестр призвал местное население к борьбе с захватчиками. Собралось ополчение около 2000 человек.

В сентябре 1610 г. войска Якова Делагарди осадили крепость Корела. В крепости было около 2000 ополченцев и 500 стрельцов под командованием воевод И.М. Пушкина, А. Безобразова, В. Абрамова. Карельскими ополченцами командовал Григорий Сиркин. Духовную поддержку защитникам оказывал епископ Сильвестр. Осада продолжалась до марта 1611 г. и была прекращена после полного истощения сил защитников. Оставшиеся защитники пообещали взорвать себя вместе с крепость, тогда шведы выпустили из крепости с оружием и знаменами 100 оставшихся в живых ополченцев и епископа Сильвестра. Карелия почти на сто лет оказалась под властью Швеции, что было закреплено в 1617 г. Столбовским мирным договором.

Интересна дальнейшая судьба владыки Сильвестра. После захвата шведами Корелы, он был назначен управляющим Вологодской и Великопермской епархией, но до 1613 г. сохранял за собой и титул Карельского епископа. В 1612 г. Вологду захватили отряды поляков и запорожских казаков, которые разоряли город и грабили церкви. Владыка Сильвестр претерпел мучения и издевательства, но остался жив.  В 1613 г. был назначен в Псковскую и Изборскую епархию. В 1613 гг., оставаясь епископом Корельским, (подпись с таким титулом сохранилась под актом об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова). Почил владыка Сильвестр в 1615 г.

 

Древний мост на монастырский остров Каннансаари

 

Корельская епархия формально продолжала существовать до 1616 г. Епископом ее был Павел.

Много загадок хранит ранняя история православия в Карелии. Мало что осталось от многочисленных церквей и монастырей. И только легенды и местные названия хранят о них память.

Неподалеку от современного поселка Терву, в  п. Артонпохья в 16 в. был скит, в котором жил отшельник  Домка Самуилов.  В народе он слыл святым, и эту местность стали называть «Святика». В шведской поземельной книге 1618 г. это название уже присутствует в официальном качестве. В последствии это название изменилось в современное - Вятикка. Сравнивая названия деревень из писцовых книг и современные названия, часто можно проследить их эволюцию. Так частые названия «спас» от Спасителя превратились в «паасо». «Святозеро» превратилось в «Яатярви» (ярви-озеро). Часто место, где стояла церковь во имя Николая Чудотворца, имело приставку «Микли». Это название происходит от карельского произношения имени Николай.

 

 


просмотров: 2675
Booking.com
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Search Results from «Озон» Российские просторы
 
Дмитрий Киселев Крым. Путеводитель
Крым. Путеводитель
Путеводитель по Крыму серии "Оранжевый гид" - самой разнообразной и популярной серии путеводителей с яркой обложкой. Внутри еще больше красочных фотографий, полезных советов от автора, куда пойти и как провести время в городах полуострова. А также удобная вложенная карта, точные расстояния между объектами прогулок на полях книги, правила для незабываемого путешествия и советы по экономии. Информация полностью обновлена в 2017 году....

Цена:
353 руб

В. Измайлов Самара
Самара
Самара - один из красивейших городов Поволжья. Он гордо стоит на реке Волге и является административным центром Самарской области.
Гостеприимна, предприимчива и открыта для любых народов красавица-Самара.
Растет город Самара, а вместе с ней и богатство всей нашей великой Родины - России....

Цена:
154 руб

По древнерусским городам: Новгород. Старая Русса. Псков. Старый Изборск
По древнерусским городам: Новгород. Старая Русса. Псков. Старый Изборск
Путеводитель знакомит с настоящим и прошлым старинных русских городов - Новгорода, Старой Руссы, Пскова, Старого Изборска. Их посещение дает широкое представление об историческом пути Русского государства, героических страницах нашей истории, борьбе с иноземными захватчиками. В нем рассказывается о памятниках национального русского зодчества, имеющих всемирно-историческое значение.
Путеводитель иллюстрирован цветными и черно-белыми фотографиями, туристскими схемами....

Цена:
579 руб

Края Москвы
Края Москвы
Автор рассказывает о Красной площади, о ленинских памятных местах советской Москвы, о московских достопримечательностях, о выдающихся людях, живших и творивших в Москве. Обилие фактического материала, конкретность описаний и адресов делают эту книгу своеобразным путеводителем, помогающим читателям лучше узнать нашу столицу....

Цена:
262 руб

Проспект Максима Горького
Проспект Максима Горького
Книга, написанная историком, сотрудником Городского экскурсионного бюро Николаем Алексеевичем Оносовским, посвящена истории создания одной из первых магистралей нашего города, а также сегодняшней жизни проспекта и расположенных на нем или вблизи него учреждений.
Рассчитана на массового читателя....

Цена:
75 руб

Псков. Путеводитель
Псков. Путеводитель
Псков — один из самых древних русских городов. Более чем тысячелетняя его история, обилие достопримечательностей, памятников различных эпох привлекают в Псков множество туристов, поток которых растет год от года. Им есть что посмотреть в городе, привольно раскинувшемся по берегам рек Великой и Псковы.
На рубеже двух столетий, в 1900 году, в Пскове жил и работал Владимир Ильич Ленин, здесь начал воплощаться в реальность ленинский план издания газеты «Искра». Псковский период жизни и деятельности вождя отражен в экспозициях Квартиры-музея и Дома-музея В.И.Ленина.
Псков наряду с Нарвой явился местом рождения Советской Армии. Об этом напоминает величественный монумент, сооруженный на одной из городских окраин.
В Пскове жили и работали многие известные революционеры, ученые, писатели. Их память свято берегут псковичи.
Великолепные образцы древнего русского крепостного зодчества, гражданской и культовой архитектуры и поныне волнуют воображение.
Помочь туристам в их знакомстве со всеми этими достопримечательностями и призван этот путеводитель....

Цена:
282 руб

Сочи. Путеводитель / Sochi
Сочи. Путеводитель / Sochi
Путеводитель по Сочи и окрестностям включает главы об истории края, о санаториях, природе, знаменитых людях, живших в Сочи, о маршрутах, которые предлагались туристам во времена СССР.
На русском и английском языке....

Цена:
282 руб

 Кимры. Путеводитель
Кимры. Путеводитель
Кимры - небольшой городок в Тверской области. Расположен на обоих берегах Волги и впадающей в нее речки Кимрки. Статус города получили в 1917 году. До этого был крупным торгово-промышленным селом, которое со 2-й пол. XIX века неофициально именовали "столицей сапожного царства", снабжавшего своим башмачным и сапожным товаром обе столицы и едва ли не половину России....

Цена:
187 руб

Городские прогулки. Владимиръ
Городские прогулки. Владимиръ
Владимир в наши дни - один из самых привлекательных российских городов. С одной стороны - тихий ритм жизни, незагазованный воздух, сравнительно невысокие цены - словом, очарование русской провинции. А с другой стороны - множество ценнейших архитектурных памятников, с которыми связано немало занятных историй.
Им и посвящена эта книга....

Цена:
283 руб

Артем Синцов, Денис Фокин Сочи и окрестности. Путеводитель
Сочи и окрестности. Путеводитель
Серия "Вокруг Света" - самая обширная и самая читаемая в России коллекция путеводителей - проект знаменитого одноименного журнала. В 2013 году серия дополнена новыми, еще более удобными и полезными путеводителями по городам мира.
Новый путеводитель "Вокруг Света" по Сочи - это книга, полная разнообразной, глубокой и полезной информации о пляжах, гостиницах, ресторанах, магазинах города и его окрестностей, об основных достопримечательностях. Отдельный большой блок - тематические прогулки-экскурсии по городу.
В путеводителе "Вокруг Света" по Сочи вы найдете подробные карты города, красочные иллюстрации и практические советы, а отдельный раздел посвящен объектам, транспорту и всему, что связано с Олимпиадой на территории города, Адлера и Красной Поляны.
Новый путеводитель "Вокруг Света" по Сочи - ваш надежный товарищ и проводник, с которым путешествие станет более комфортным и увлекательным.
Вам предстоит увидеть весь мир....

Цена:
369 руб



2003 Copyright © «Parus.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Походы СПб, рафтинг, конные походы, детский туризм, рыбалка, туры, аренда коттеджей
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика