Карелия, отдых в Карелии
Забытые монастыри

Загадки Карельских фиордов

 

Забытые монастыри

 

Новгородский каменный крест на о. Кильпола.В 12 в. главным торговым партнером карелов становиться Новгород. Вероятно, торговые связи быстро переросли в культурные, а затем и в военные. В это же время, благодаря новгородцам, происходит и  распространение христианства среди карелов. Изучение карельских захоронений показали, что именно в 12 в. широкое распространение получил христианский обряд.

О том, что карелы приняли христианство от новгородцев говорит и лингвистика. Многие религиозные термины в карельском языке происходят из русского языка: risti — крест, skitta — скит, pappi — поп. Интересно, что это характерно и для финского языка. Топонимы основанные на русских религиозных терминах, широко распространены не только на территории Карелии, но и Финляндии.

Как же происходило распространение православия среди карел. Вероятно, первыми приняли православие карельские вожди. Новгородская летопись упоминает об одном из таких вождей близкого родственного карелам племени ижора – Пелгусии: Пелгусий, отвечавший за морскую оборону новгородских рубежей, крестился и наречен был Филиппом, но жил «посреде роду своего погана суща».

Новгородцы не навязывали своей веры и действовали более примером, чем силой. Такая тактика нашла путь к сердцам карел. Склоняла к принятию православия и воинское братство карел и новгородцев. Карелы были постоянными союзниками новгородцев в и их воинских походах. Примечательно, что один из таких походов в 1227 г. под предводительством новгородского князя Ярослава Всеволодовича, отца святого благоверного князя Александра Невского, закончился массовым крещением простых карел: «...того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди». Вероятно этот акт формально закрепил фактическое принятие христианства карелами.

Насколько можно судить по новгородским летописям, принятие христианства карелами происходило мирно. Этому способствовали два фактора.

Во-первых карельский народ только сложился к 10-12 вв., и в его среде не успела появиться влиятельная жреческая каста. Карельские арбуи были скорее не жрецами, а знахарями. Они немного лечили, немного заговаривали и легко приспособились к новой вере. Вместо заговоров обращенных к языческим божествам, стали  обращаться к православным святым.

Во-вторых, новгородцы не навязывали православие силой и терпимо относились к местным обычаям. Более жесткую позицию по отношению к арбуям православная церковь заняла только после того, как на новгородской кафедре оказались московские митрополиты в конце 15, начале 16 вв. Эта позиция нашла свое отражение в послании новгородского митрополита Макария в 1534 г.

 

Образок со Святой Троицей. о. Кильпола.

 

Благодаря терпимости православной церкви к народным обычаям, до нашего времени в среде карел сохранились знаменитые руны «Калевалы». Э. Лёнрот смог собрать их только в среде православных карел. В своих воспоминаниях он пишет, что за исполнение рун на территории лютеранской Финляндии можно было попасть в тюрьму.

Вероятно, вскоре после 1227 г. на Карельской земле стала появляться и церковная структура. В Новгороде было принято деление на погосты. Погост являлся одновременно и церковным и административным делением.

Упоминание первых карельских погостов мы находим при заключении Ореховецкого мирного договора в 1323 г. В нем упоминаются три карельских погоста Яскис, Эврепя и Саволакс, которые по условиям договора должны были достаться шведам.

Мирный договор 1323 г. привел к разделу карельских земель, но он имел и положительное значение. Жизнь в Карелии стала более спокойной. Это послужило толчком к созданию в Карелии монастырей.

Однако отдельные нападения шведов продолжались. И в первую очередь они уничтожали церкви и монастыри. «В лето 6904 (1396) Пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьескыи и Кюлоласкыи, и церковь сожгоша; и князь Костянтинъ с Корелою гнася по них, и языкъ изима и присла в Новъгород». В этом отрывке впервые упоминаются два карельских погоста территория которых сейчас расположена в Лахденпохском районе. Этот отрывок очень важен для нас еще и тем, что из него видно, что к 1396 г. в Карелии уже прочно установилась как административная, так и церковная структура погостов. Православие прочно вошло в быт карелов.

И в Кирьяжском погосте, на месте которого находится современный Лахденпохский район появилась церковная структура. В писцовой книге 1500 г. перечислены главные церкви погостов и их штат. Так по Кирьяжскому погосту сказано: «На погосте церковь Рождества пречистыя, на погосте же не тяглых поп Кузьма, дьяк церковный Гаврилка; пашни у них церковные на три коробьи ржи, а в луки неположены, сторож церковный Лучка, проскурница Орина; пашни у них нет».

А в обыскной книге 1571 г. перечислены уже 11 церквей Кирьяжского погоста.

 

Поклонный крест на месте монастыря на о. Каннансаари.

 

Всего в Кирьяжском погосте в 1571 г. были: священники Яков в церкви Крещения Господня в Терву, Ермолай в церкви Георгия Победоносца в Сорола, Елевферий в церкви Николая Чудотворца в Микли, Григорий в церкви Пророка Илии  в Вейяла, Алексий  в церкви Рождества Христова  в Йоукио, Зиновий в церквях Тюрья и Уукуниеми. К этому же времени относятся церкви Воздвиженья Креста Господня в Тиурула и Успения Богородицы в Лапинлахти.

Кроме церквей в которых были свои настоятели было множество небольших церквей и часовен в которых служили от случая к случаю. В среднем на каждые 500 человек приходилась одна церковь или часовня.

А в 1595 г. была учреждена Корельская и Орешковская епархия. Ее епископом был назначен Сильвестр. Сведения о епископе Сильвестре, как и о большинстве иерархов того времени, крайне скудны. В 16 в. он упоминается в числе архимандритов московского Симонова монастыря. Чистович утверждает, что в Карелию он прибыл из Вологды. Хиротонисан во епископы он был в 1595 г. при назначении на Корельскую епархию. Располагался епископ в административном центре Корельского уезда - городе Корела.

Суровая карельская природа привлекала многих монахов-отшельников, ищущих уединения. Часто они сначала проходили обучение в известных русских монастырях, а то и на Афоне. Найдя подходящее место, такой монах-отшельник строил небольшой скит. Своим примером он привлекал местных жителей, которые селились рядом, и иногда образовывался большой монастырь. Православные монастыри Карелии, сливаясь с природой, являлись сосредоточением аскетизма и созерцательности, центрами тихой миссионерской работы, в которых физический труд был частью образа жизни.

Карелы часто называли православных монахов греками или, как говорили местные жители - «крейкка». Отсюда происходит часто встречающийся в Карелии топоним «риеккала». Риеккала – большой остров около Сортавала на котором была древнейшая в Приладожье церковь. Риеккала – залив неподалеку от Куркиеки, в котором по преданию также была древняя церковь, а затем монастырь. Интересно, что финский историк Т. Швиндт еще в XIX в. использует слово «риекалайнен» как синоним «православный».

К сожалению, мы мало что знаем о древних монастырях Карелии. Даже история основания крупнейшего из них – Валаамского скрыта в глубине веков. Все архивы Валаамского монастыря были уничтожены во время набегов шведов.

 

Поклонный крест на месте церкви Архангела Михаила. п. Терву

 

Во всяком случае, достоверно известны имена основателей монастыря: прп. Сергия и Германа. Монастырь  располагался в 40–50 км. от прибрежных деревень Богородицкого Кирьяжского погоста и вел активную просветительскую и проповедническую работу среди карелов.

Из стен Валаамского монастыря вышло множество проповедников, распространявших христианство в самых глухих уголках русского севера. В XIV в. валаамский инок прп. Корнилий основал Палеостровский монастырь на берегу Онежского озера.  В 1397 г. валаамский инок прп. Арсений основал Коневецкий монастырь. В 1429 г. прп. Савватий основал Соловецкий монастырь. В 1487 г. прп. Александр Свирский основал обитель в Присвирье. В 1793 г. из стен монастыря отправился с проповедью на далекие Алеутские острова прп. Герман Аляскинский.

Вероятно, Валаамский монастырь был древнейшим и наиболее крупным монастырем в северо-западном Приладожье. Вслед за ним появились и другие. В 1397 г. на о. Коневец был основан Коневецкий монастырь. Неподалеку от Валаама, на о. Сенном (ныне Хйнясенмаа) был основан Троицкий Сенной монастырь. Основание монастыря по-видимому относится к концу 15 в.

В 16 в. Валаамский, Коневецкий и Сенной монастырь были крупнейшими и наиболее чтимыми монастырями на Ладожском озере. Именно эти монастыри названы в «Челобитной иноков царю Ивану Васильевичу (Грозному)», составленной около середины 16 века. В ней Сенная обитель, наряду с Валаамом и Коневцом, приводится  в качестве примера строгого  и  неотступного соблюдения общежительного устава. Эти же три монастыря упомянуты и в «Пермском дорожнике» второй половины 16 столетия: «Нево озеро велико, 300 верст поперек и на полдлину; а на нем стоят три монастыри: Валаам, да Кловенецъ, а промежи ими 70 верст, а третьи монастырь Синное словет».

Кроме этих больших монастырей в Карельской земле появилось множество малых монастырей и скитов. Малые монастыри часто находились вблизи больших поселений. Так в писцовой книге 1500 г. в г. Кореле упомянуты три монастыря - Никольский, Иоанна Предтечи и девичий Георгиевский. Неподалеку от административного центра Кирьяжского погоста, на о. Каннансаари также находился монастырь. Скитов же было множество.

 

Поклонный крест на месте церкви Успения Богородицы. Лапинлахти

 

Сокрушительный удар по монастырской и церковной жизни карелов нанесла шведская интервенция.

В России наступило «смутное время». Москву захватили поляки. В 1609 г. в Выборге был подписан договор между русским воеводой Скопиным-Шуйским и шведским полководцем Яковом Делагарди об оказании помощи против поляков. Согласно секретному приложению к договору, Корельский уезд должен был отойти к Швеции. Однако местное население отказалось признать договор, и Якову Делагарди пришлось в 1610 г. силой оружия подчинять себе эти земли. В отсутствии регулярных русских войск, епископ Сильвестр призвал местное население к борьбе с захватчиками. Собралось ополчение около 2000 человек.

В сентябре 1610 г. войска Якова Делагарди осадили крепость Корела. В крепости было около 2000 ополченцев и 500 стрельцов под командованием воевод И.М. Пушкина, А. Безобразова, В. Абрамова. Карельскими ополченцами командовал Григорий Сиркин. Духовную поддержку защитникам оказывал епископ Сильвестр. Осада продолжалась до марта 1611 г. и была прекращена после полного истощения сил защитников. Оставшиеся защитники пообещали взорвать себя вместе с крепость, тогда шведы выпустили из крепости с оружием и знаменами 100 оставшихся в живых ополченцев и епископа Сильвестра. Карелия почти на сто лет оказалась под властью Швеции, что было закреплено в 1617 г. Столбовским мирным договором.

Интересна дальнейшая судьба владыки Сильвестра. После захвата шведами Корелы, он был назначен управляющим Вологодской и Великопермской епархией, но до 1613 г. сохранял за собой и титул Карельского епископа. В 1612 г. Вологду захватили отряды поляков и запорожских казаков, которые разоряли город и грабили церкви. Владыка Сильвестр претерпел мучения и издевательства, но остался жив.  В 1613 г. был назначен в Псковскую и Изборскую епархию. В 1613 гг., оставаясь епископом Корельским, (подпись с таким титулом сохранилась под актом об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова). Почил владыка Сильвестр в 1615 г.

 

Древний мост на монастырский остров Каннансаари

 

Корельская епархия формально продолжала существовать до 1616 г. Епископом ее был Павел.

Много загадок хранит ранняя история православия в Карелии. Мало что осталось от многочисленных церквей и монастырей. И только легенды и местные названия хранят о них память.

Неподалеку от современного поселка Терву, в  п. Артонпохья в 16 в. был скит, в котором жил отшельник  Домка Самуилов.  В народе он слыл святым, и эту местность стали называть «Святика». В шведской поземельной книге 1618 г. это название уже присутствует в официальном качестве. В последствии это название изменилось в современное - Вятикка. Сравнивая названия деревень из писцовых книг и современные названия, часто можно проследить их эволюцию. Так частые названия «спас» от Спасителя превратились в «паасо». «Святозеро» превратилось в «Яатярви» (ярви-озеро). Часто место, где стояла церковь во имя Николая Чудотворца, имело приставку «Микли». Это название происходит от карельского произношения имени Николай.

 

 


просмотров: 3328
Booking.com
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search Results from «Озон» Российские просторы
 
Архитектура Москвы ХХ век
Архитектура Москвы ХХ век
Издание 1984 года. Сохранность хорошая.
Выявить главные звенья развития архитектуры Москвы в годы Советской власти, показать принципиальное значение идей, заложенных в лучшие сооружения советского времени, и помочь ознакомиться с ними - таковы цели путеводителя....

Цена:
424 руб

Памятники искусства Советского Союза. Белоруссия. Литва. Латвия. Эстония. Справочник-путеводитель
Памятники искусства Советского Союза. Белоруссия. Литва. Латвия. Эстония. Справочник-путеводитель
Построенная в форме справочника-путеводителя, книга включает исторический очерк развития архитектуры на территории Белорусской, Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик, альбом иллюстраций и справочная часть....

Цена:
234 руб

Монастыри России. Путеводитель по культурно-историческим памятникам
Монастыри России. Путеводитель по культурно-историческим памятникам
Книга посвящена наиболее известным обителям, сыгравшим значительную роль в истории и культуре нашей страны. Она дает представление о самых известных архитектурных памятниках монастырского зодчества, рассказывает об истории выдающихся монастырей, без которых невозможно представить Россию.

Издание богато иллюстрировано, снабжено подробными схемами. Адресовано широкому кругу читателей....

Цена:
619 руб

Н. С. Борисов Ярославское Заволжье
Ярославское Заволжье
На огромных просторах России разбросаны многочисленные города и поселки, тысячи известных и неприметных памятников истории и архитектуры.
Приглашаем совершить путешествие по дорогам России, Соловецким островам и Валааму, старинным русским городам, центрам Сибири и Дальнего Востока, небольшим поселкам и деревням, взглянуть на древние памятники....

Цена:
42 руб

Е. Жукова Калининград
Калининград
Калининград - один из красивейших городов России. Он гордо стоит на месте впадения реки Преголи в Калининградский залив и является административным центром Калининградской области.
Гостеприимен, предприимчив и открыт для любых народов красавец-Калининград. 
Растет город Калининград, а вместе с ним и богатство всей нашей великой Родины - России.

...

Цена:
95 руб

Ярославль. Тутаев
Ярославль. Тутаев
В драгоценном ожерелье древнерусских городов, опоясавших Москву, Ярославль сияет особенно ярким немеркнущим светом. Неповторимый облик этого города во многом определяют дошедшие до наших дней памятники прошлого.
В издании представлены древние храмы Ярославля, великолепные образцы стенописи, убранство интерьеров. Как неотъемлемая часть ярославской художественной школы представлены великолепные храмы живописного волжского городка Тутаева....

Цена:
404 руб

По берегам Онежского озера
По берегам Онежского озера
Книга содержит краткий рассказ о художественных достопримечательностях Обонежья — так в старину назвали места, лежащие вокруг Онежского озера....

Цена:
619 руб

Легенды Крыма
Легенды Крыма
Широко отразилась история Крыма в творчестве безымянных народных поэтов, в фольклоре. Сам воздух Крыма, его живописные горы, его прибрежные скалы, его рощи, виноградники дышат поэзией, навевают легенды, сказки, песни.
В этой книжке собрана только часть крымских легенд и преданий, чудесных по своей простоте и внутренней правдивости. В этих произведениях много фантастики, иногда в них действуют колдуны и колдуньи, сверхъестественные силы... Но главное действующее лицо и них - народ, трудовой народ с его мужеством, великодушием, благородством. Верность родной стране и родному народу, девичья чистота и неизменная любовь воспеваются в легендах о далеком и близком прошлом Крыма....

Цена:
313 руб

Путеводитель по Волгограду
Путеводитель по Волгограду
Книга знакомит с городом-героем, его прошлым и настоящим, его улицами и площадями, заводами и фабриками, предлагает интересные экскурсии и маршруты по местам революционной, боевой и трудовой славы Волгограда....

Цена:
276 руб

Алла Карпович,  Ирина Мурашова, Александр Сенокосов Путеводитель по Уралу. Челябинская и Свердловская области. На отдых с детьми. 33 маршрута выходного дня
Путеводитель по Уралу. Челябинская и Свердловская области. На отдых с детьми. 33 маршрута выходного дня
"С появлением детей наша жизнь меняется. Становится еще более яркой, хлопотной и насыщенной. В этом бешеном ритме особенно важен отдых, и хорошо будет, если интересы детей и взрослых совпадут. Если дети не ограничат свободу, а активно поучаствуют в ней.
В новом путеводителе мы предлагаем вам множество вариантов для путешествий всей семьей. Одни маршруты подойдут для поездок с малышами, другие приведут в восторг ребят постарше, третьи будут интересны всем без исключения. Куда-то лучше ездить летом, а где-то можно отлично проводить время круглый год. Кроме того, впервые мы уделили много внимания событийному туризму: фестивалям-праздникам, которые так любят дети. Узнавать историю родного края, изучать его природу и архитектуру, общаться с животными намного интереснее всей семьей.
Маршрутов вам хватит надолго - скучать не придется! В добрый путь!"

От авторов.

...

Цена:
215 руб



2003 Copyright © «Parus.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Походы СПб, рафтинг, конные походы, детский туризм, рыбалка, туры, аренда коттеджей
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика