Карелия, отдых в Карелии
Новгородские каменные кресты Западного Приладожья

«Новгородские» каменные кресты Западного Приладожья

 

Шахнович М.М., Бельский С.В.

Свод археологических источников Кунсткамеры. Вып. 2. Эпоха бронзы – позднее средневековье. СПб., 2009. С. 176–185.

 

Выразительные местночтимые православные святыни – древнерусские каменные кресты Северо-Запада России неоднократно привлекали внимание исследователей-ставрографов в дореволюционной, советской и постсоветской России (Макарий, 1859; 1960; 1861; Малышевский, 1865; Спицын, 1903; Шляпкин, 1906; Воронин, 1940; Порфиридов, 1963; Седов, 1962; 1976; Кочкарёва, 1974; Артемьев, 1988; Овсянников, Чукова, 1990; Овсянников, 1994; Панченко, 1996; 1997; 2002; Соленникова, 1995; 1996; Яшкина, 1998; Чистяков, 2002; Ярмолович, 2003; Буров, 2006). Во многом интерес связан с тем, что проблематика каменных крестов является частью обширной темы христианизации средневековой Руси. К сожалению, белокаменные монументальные кресты Новгородской земли – это одна из многочисленных групп памятников духовной культуры Средневековья, большинство из которых оказались ныне утраченными.

Данная публикация является попыткой ввести в научный оборот один из образцов древнерусской скульптуры, обнаруженный на территории Республики Карелии, в Западном Приладожье.

Средневековый могильник Кюлялахти Калмистомяки, находящийся в окрестностях поселка Хийтола Лахденпохского района Республики Карелия, исследовался в 2006–2008 гг. Карельской археологической экспедицией МАЭ РАН под руководством С.В. Бельского и В. Лааксо. Могильник занимает северо-западный склон каменистого холма, на удалении в 0,2 км к западу от берега Ладожского озера. В ходе раскопок были обследованы более пятидесяти погребений, с выразительным сопутствующим инвентарём, относящимся к XIV – 1 половине XV вв. Памятник можно определить как кладбище при Кюлялашском погосте – центре административного округа в этот период. Одним из значимых открытий 2007 года была находка фрагментированного каменного четырёхконечного креста, высеченного из целого блока известняка, который можно, без сомнения, связать с комплексом некрополя.

Всего в границах раскопа 2006–2007 гг. были найдены 14 обломков от средокрестия и трёх лопастей, относящихся к одному изделию. Нижняя и правая части креста отсутствуют. По габаритам фрагменты можно разделить на «крупные» – 6 экз. (max 25х30 см), «средние» – 5 экз. (max 20х11 см) и «мелкие» – 3 экз. (max 6х4 см). Площадь разброса фрагментов составляет 5,5 м2, но в основном они были найдены на участке в 4 м2 в засыпке очень неглубоких могил (0–0,15 м от дерна).

В качестве сырья был использован лёгкий для обработки плитняковый камень известняк-ракушечник жёлтого цвета, с большим количеством на поверхности мелких каверн от выпавших включений. На всех шороховатых плоскостях креста наблюдаются следы от незначительного шлифования. Известняк по своей «мягкой» структуре более подходит для абразивной и резцовой техник обработки, чем, например, гранит или песчаник, из которых на Северо-Западе России делались четырёхконечные кресты «простой» формы с минимумом или отсутствием декорирования.

Памятник относится к типу «новгородских» жальничных крестов из плитняка, установленных на каменной плите со «специально для того высеченном гнезде» (Седов 1962:342). Форма креста – «греческая», прослеживаемая с VI в.: примерно равновеликие лопасти с дугообразно выпуклыми торцами резко расширяются от средокрестия к оконечностям, (Молодин 2005:88). Острые концы лопастей соединены дугообразными «шейками»-перемычками. Расширяющаяся нижняя часть креста выходит за окружность и, вероятно, заканчивалась выступом-шипом, служившим для соединения с постаментом.

Реконструированная высота креста – 0,7 м, диаметр круга – 0,7 м, наименьшая ширина горизонтальной лопасти – 0,19 м, наименьшая ширина верхней лопасти – 0,21 м, наибольшая ширина верхней лопасти – 0,42 м. Толщина изделия уменьшается от краёв к центру – от 7,5–6 см до 4,5 см. Можно предположить, что этот параметр изделия в данном случае не был принципиальным. В большинстве известных случаев «новгородские» каменные кресты изготавливались из плит известняка стандартных пропорций: толщиной до 8–12 см, шириной до 80 см и высотой до 0,7–0,8 м.

По периметру края лицевой стороны проложен выпуклый рельефный ободок шириной 2–2,5 см, что наряду с расширяющимся основанием и утопленными «шейками»-перемычками, соединяющими лопасти, считается характерной чертой «новгородских» каменных крестов XIVXV вв. (Шляпкин 1906. Табл. XXIXXII; Седов 1962:313). Оборотная сторона креста, как чаще всего и бывает, оставлена гладкой и не декорированной.

Фрагментированность памятника не позволяет высчитать ряд относительных признаков, в частности, различные пропорции, несомненно, важные для последующих обобщений (Пежемский 2005:652).

Части круговых перемычек имеют следы от окрашивания в красноватый цвет. Использование при раскрашивании крестов различных оттенков красного цвета на общем жёлтом фоне соответствует православной традиции цветовой символики, применяемой от раннего средневековья до «позднего» времени: «Крест раскрашен в обычные неяркие тона русской деревянной резьбы: ободок красноватый, главный крест желтоватый, под ним Голгофа – тёмно-оливковая, углублённые поля – тускло-голубые, исключая среднего поля на обороте креста, которое тускло-багровое» (Каталог собрания древностей… 1908:76).

На кресте из Кюлялахти мы можем наблюдать организацию декора с выделением на лицевой плоскости орнаментальных зон на концах лопастей, симметрично уравновешенных относительно вертикальной оси средокрестия. В центральной части креста находится плоскорельефное изображение восьмиконечного Креста Господня с косой нижней перекладиной, выступающее над общей плоскостью на 2 мм. Он расположен на Голгофе не усложнённой формы – на одноступенчатом подножии. Распятие вырезано очень аккуратно, чётко по центру изделия, с сохранением осевой симметрии. Ширина его средней и прямая ширина нижней перекладин, наклонённой слева направо, одинаковы с шириной Голгофы. На верхней части креста находится повёрнутое налево изображение «птички» (голубь), с хорошо различаемыми лапками, соприкасающимися с верхней частью креста, туловищем, головой, веерообразным хвостом. Выше её, в оглавии креста, просматриваются слабовыпуклые буквы «NИ» под титлом, являющиеся началом слова НИКА, которое традиционно разделяется на два слога. Высота букв – 4,5 см. Максимальные размеры вырезанного Распятия – 24х10,5 см, вместе с «птицей» – 28х10,5 см, На левой лопасти под титлом просматриваются буквы «ICУ» (Иисус). «I» изображено в виде креста с тремя перекладинами, что характерно для периода XIIXV вв. (Панченко 2002:187). Надписи-монограммы обычно размещались на лопастях креста «по кругу», по часовой стрелке. В нашем случае реконструкция большинства их невозможна из-за отсутствия трети плоскости памятника, но в основании, под подножием, находится титл. Можно предположить, что под средокрестием было расположено окончание монограммы НИКА – «КА». На правой лопасти была вырезана монограмма XC. Ряд имеющихся изображений, вероятно, несут большую смысловую нагрузку, чем просто воспроизведение стандартных канонических символов. Например, крест на подножии/престоле – это формальный индикатор символа системы владычного управления, что хорошо наблюдается на материалах сфрагистики XIVXV вв. (Янин 1970:53; Сакса, Янин 1996:188). Голубь – редко встречающийся элемент декора каменных крестов, символ Святого Духа, по мнению Н.В. Покровского, возможно, указывает на старшинство архиерейских кафедр (Покровский, 2001).

В северо-восточной бровке раскопа 2007 г., в 3,6 м к северо-востоку от находок фрагментов креста, был обнаружен вытянутый кусок песчаника, размерами 1,1х0,28х0,17 м, с аккуратным отверстием в условном центре. Его можно определить как специальную подпятную плиту (постамент) для креста. Отверстие (0,2х0,09 м) имеет подпрямоугольную форму и скруглённые углы. Плита была использована при создании валунной обкладки одного из погребений. Таким образом, каменный крест из Кюлялахти был разборным и, скорее всего, из-за «неудобной» формы постамента, для большей устойчивости должен был дополнительно вкапываться в землю. Не исключён вариант, что он закреплялся в расщелине скалы, незначительно доминирующей над площадкой могильника.

По косвенным признакам данная находка может датироваться временем существования могильника. Изображение восьмиконечного креста без дополнительных атрибутов – Орудий Страстей Христовых – является «ранней» чертой (до XV в.) (Седов 1976:106; Гнутова 1994:68). К сожалению, имеющиеся надписи не настолько характерные, чтобы их палеографию можно было надёжно использовать для датировки объекта.

По характеру нахождения фрагментов креста и его постамента в комплексе могильника можно утверждать, что он существовал и был разбит раньше создания некоторых погребений. Вероятно, крест был преднамеренно уничтожен, как православный символ, «немцами» во время одного из военных конфликтов политико-религиозного противостояния между Швецией и Россией ХIVXV вв. Кюлалашский погост упоминается в документе, рассказывающем о разрушительном походе шведов в Западное Приладожье в 1395 г. (Материалы по истории Карелии. 1941. С. 89). «В лето 6904 ... Того же лета пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша два погоста: Кюрьескыи и Кюлоласкыи, и церковь сожгоша; и князь Костянтин с Корелою гнася по них, и язык изима и присла в Новъгород» (НПЛ 1950:387).

В рамках статьи нужно упомянуть небольшой «новгородский» каменный крест с острова Кильпола (4 км к юго-востоку от могильника Кюлялахти), который был впервые опубликован Т. Швиндтом в 1893 году (Schvindt 1893:56). В последствии его описывают в своих работах А.А. Спицын и И.А. Шляпкин (Спицын 1903:226; Шляпкин 1906. Таб. XXIII, рис. 358). Сейчас он находится в Национальном музейном ведомстве Финляндии. Он изготовлен из песчаника, имеет высоту 0,57 м и был укреплён на специальной каменной плите-постаменте. Его нашли в 1886 году на холме, недалеко от берега озера (Schvindt 1893:105). В центре средокрестия вырезан равносторонний четырёхконечный крест без подножия. При тождественности формы и морфологии он отличается от креста из Кюлялахти своей лапидарностью – на нем отсутствуют вырезанные, традиционные для данного вида православных артефактов, надписи и символы. А.А. Спицин считал, что «простота» креста из Кильпола связана с тем, что он был сделан, вероятно, «на месте» (Спицын 1903:226). Но крест идентичен другим многочисленным образцам «новгородских» гладких белокаменных крестов, скромных по декоративному оформлению (Шляпкин 1906. Таб XXI, XXII; Кочкарева 1974. Рис. 2), и поэтому нельзя исключить, что он был изготовлен не в Западном Приладожье, а в камнерезных мастерских новгородской округи. Возможно, памятник несколько «моложе» находки из Кюлялахти, так как считается, что традиция изображения прямого креста в средокрестии появляется в XII в., но расцвет использования этого символа приходится только на XV в. (Лесман 1998:172–173). В дополнение к православным древностям этого участка побережья Ладоги можно назвать находку в 1922 году в д. Кильпола Хийтола небольшого клада периода раннего средневековья, в составе, которого была серебрянная подвеска-застёжка с изображением «процветшего креста» (Кочкуркина 1981:117).

Традиция возведения каменных крестов в Северной Европе известна с конца VIII в. (Яшкина 1998:75). А.А. Спицын и И.А. Шляпкин считают, что обычай сооружения данного типа северорусских каменных «крестов в круге» появляется в XIVXV вв. Другие исследователи называют более раннее время – конец XIII – начало XIV в. (Порфиридов 1963:195). В XIVXVI вв. кресты становятся распространённым видом памятников на сельских курганно-жальничных могильниках Новгородской земли (Яшкина 1998:77, 80).  Причины, почему к XV в. столетняя «мода» на изготовление таких выразительных монументов исчезает, могут быть самыми различными: от исчезновения небольшого числа мастеров-крестечников в ходе многочисленных бедствий (эпидемий, голодовок, набегов) до введения запрета на использование данного символа в процессе государственной унификации различных сторон православной обрядности в Московской Руси.

Каменные четырёхконечные «кресты в круге» Новгорода и Новгородской земли, высеченные из цельного блока светлого известняка, часто украшенные фигуративными изображениями и соответствующими каноническими надписями, отличаются по морфологии от «псковских» и «изборских» каменных изваяний «примитивной» четырёхконечной формы, составлявших большинство намогильных сооружений на Северо-Западе России (Седов 1976:103). «Форма описанных крестов происходит, надо думать, от обычных византийских крестов в кругу, который может означать, ближе всего, нимб, а может и терновый венец» (Спицын 1903:214).

Единообразие надписей, стандартизация общей морфологии каменных «крестов в круге» свидетельствуют об их создании в одной мастерской или о существовании очень распространенной традиции их изготовления.

Большинство отечественных исследователей в своей работе придерживаются простой классификации, предложенной в начале ХХ в. ставрографами А.А. Спициным и И.А. Шляпкиным для «русских» каменных крестов Северо-Запада России: намогильные – «без круга и в кругу», памятные и поклонные – храмовые и придорожные (Спицын 1903:206, 220; Шляпкин 1906). Функция крестов со временем могла изменяться общиной, например, намогильные кресты с целью вторичного использования часто переводились в группу поклонных при установке их в часовнях или церквях (Панченко 1996:43). Памятные кресты в качестве путевых знаков обычно устанавливались на речных путях (Воронин 1940:309–315). Могли они использоваться и как камни-«межники». Крест из Кюлялахти является намогильным памятником, что подтверждается нахождением его в контексте средневекового могильника. Возможно, он мог быть частью не отдельного погребения, а иметь общую атрибутивную нагрузку для всего сельского кладбища. Белокаменные кресты, изготовленные из «неместного» материала, нетрадиционной формы, и через столетия после их установки имели высокий семиотический и символический статус священного предмета округи, придавая ей более значимое положение в крае.

Христианские древности не ограничивались крестами, высеченными из камня. Их дополняли широко распространенные на всём Русском Севере аналоги из дерева, от которых до настоящего времени сохранились только их основания – валунные кучи (Шахнович 2005:271–273).

Оба рассмотренных каменных креста представляют пример эстетических пристрастий периода становления Православия на территории Западного Приладожья. На сегодня, по нашим сведениям, это самый западный пункт находок «новгородских» каменных «крестов в круге». Каменные кресты подобного типа в Юго-Западном Приладожье пока не известны.

 

ЛИТЕРАТУРА

Артемьев А.В. К вопросу о хронологии намогильных каменных крестов малых городов Псковской земли XIVXV вв. // Древнее производство, ремесло и торговля по археологическим данным. М. 1988.

Буров В.А. Путешествие каменного «келейного креста» преподобного Савватия // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. Вып. 5. Архангельск. 2006. С. 66–70.

Воронин Н.Н. Новые памятники русской эпиграфики XII в. // СА. 1940. VI. С. 309–315.

Гнутова С.В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVIIXIX вв. // Филевские чтения. Вып. V. М., 1994. С. 68–86.

Каталог собрания древностей графа Алексея Сергеевича Уварова. Отд. 8–9. М., 1908.

Кочкарёва М.Н. Новгородские каменные кресты из собрания Ростовского музея // Культура средневековой Руси. Л., 1974. С. 107–110.

Кочкуркина С.И. Археологические памятники корелы. Л., 1981.

Лесман Ю.М. Композиция декора ювелирных изделий Новгорода // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 10. Новгород, 1996. С. 110–125.

Лесман Ю.М. К иконографии древнерусских металлических крестов-подвесок: общие пропорции креста // Церковная археология. Вып. 4. Материалы 2 Всероссийской церковно-археологической конференции. СПб., 1998. С. 171–173.

Макарий, архимандрит. О древних титлах на крестах // Известия Императорского Русского Археологического общества. Т. 1. Вып. 4. СПб., 1859. С. 209–211.

Макарий, архимандрит (Н.К. Миролюбов) Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и окрестностях. С. III. М., 1860.

Макарий, архимандрит. Древние кресты в Новгороде, поставленные на поклонение // Известия ИАО. Т. II. Ч. 2. СПб. 1861. С. 84–101.

Малышевский И.И. О придорожных крестах // Труды Киевской Духовной Академии. Т.3. Киев. 1865. С. 1–106.

Молодин В.И. Европейские кресты-тельники // Ставрографический сборник. Кн. 3. М., 2005. С. 83–133.

Овсянников О.В., Чукова Т.А. Северные каменные и деревянные кресты XVIIIXIX вв. // Археология и история Пскова и Псковской земли. ТД НПК. Псков, 1990. С. 83–85.

Овсянников О.В. Каменные кресты Архангельского Поморья // Памятники Средневековой культуры. Открытия и версии. СПб. 1994. С. 171–182.

Панченко А.А. Почитание каменных крестов на Северо-Западе России // Живая старина. 1996. № 3. С. 40–43.

Панченко А.А., Селин А.А., Яшкина В.Б. Почитаемое место у д. Кашельково. Опыт междисциплинарного исследования местной святыми // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 11. Новгород. 1997. С. 365–374.

Панченко А.А. «Поставлен святый крест…»: о надписях на средневековых каменных крестах // Ладога и Северная Евразия от Байкала до Ла-Манша. Связывающие пути и организующие центры. СПб., 2002. С. 186–191.

Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 1892. Переиздание: М., 2001.

Порфиридов Н.Г. Малоизвестный памятник древнерусской скульптуры (каменный крест из Боровичей) // Древнерусское искусство XV - начала  XVI веков. М., 1963. С. 184–185.

Пежемский Д.В. Пути объективации ставрографических исследований. Часть II // Ставрографический сборник. Кн. 3. М., 2005. С. 645–656.

Сакса А.И., Янин  В.Л. Свинцовые печати из раскопок в Кореле // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 10. Новгород, 1996. С. 187–194.

Седов В.В. Войносоловский крест // СА. 1962. № 3. С. 311–314.

Седов В.В. Изборские каменные кресты // Средневековая Русь. М., 1976. С. 102–107.

Соленикова Е.В. О происхождении закладных крестов в новгородской архитектуре // Церковная археология. Материалы Первой Всероссийской конференции. Ч. 2. Христианство и древнерусская культура. Ч. 2. СПб., 1995. С. 103–105.

Соленикова Е.В. Закладные кресты в архитектуре северо-запада России. СПб., 1996.

Спицын А.А. Заметки о каменных крестах, преимущественно новгородских // ЗОРСА. Т. 5. Вып. 1. 1903. С. 203–234.

Шахнович М.М. Валунные насыпи на территории Карелии // Кижский вестник. Вып. 10, Петрозаводск, 2005. С. 260–277.

Шляпкин И.А. Древние русские кресты. Т. 1. Кресты новгородские до XV  века, неподвижные и не церковной службы // Записки отд. Русской и славянской археологии ИРАО. Т. VII. Вып. 2. СПб., 1906. С. 49–84.

Чистяков А.Ю. Намогильные кресты в Ингерманландии: традиции и современность // Геральдика. Материалы конференции «10 лет восстановления геральдической службы России». СПб., 2002. С. 131–140.

Яшкина В.Б. (Панченко) К вопросу о распространении каменных крестов Древней Руси // Староладожский сборник. СПб. 1998. С. 75–89.

Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси Х–ХV вв. Т. II. М., 1970.

Ярмолович И.А. Каменный крест из д. Теребуни на р. Мшаге // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 17. В. Новгород. 2003. С. 323–329.

Чистяков А.Ю. Намогильные кресты в Ингерманландии: традиции и современность // Геральдика. Материалы конференции «10 лет восстановления геральдической службы России». СПб., 2002. С. 131–140.

Schvindt T. Tietoja Karjalan Rautakaudesta. Helsinki. 1893.

 

 

ЗОРСА Записки Отделения русской и славянской археологии и императорского Русского археологического общества

 

источник: "Кирьяж" Краеведский центр п. Куркиеки.


просмотров: 2179
Booking.com
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search Results from «Озон» Российские просторы
 
Н. Корнеева Прогулки по Казани
Прогулки по Казани
На страницах этой книги вы найдете описания интереснейших маршрутов по Казани. Путеводитель рассчитан на самостоятельных путешественников, готовых ближе познакомиться с современным, развивающимся городом, сохранившим свою самобытность. Новая туристическая концепция города - "1000 и 1 удовольствие", полностью оправдывается - в Казани есть развлечения на любой вкус. Наша книга поможет и подскажет куда идти и что выбрать. Чтобы предложенные экскурсии были познавательными, в статьях приводятся исторические данные, содержатся практические советы, а предложенные схемы и планы значительно облегчат ориентирование....

Цена:
269 руб

Пушкин. Дворцы и парки
Пушкин. Дворцы и парки
Издание 1987 года. Сохранность хорошая.
Книга посвящена одному из самых прославленных памятников русской художественной культуры - дворцово-парковым ансамблям города Пушкина.
Издание иллюстрировано цветными фотографиями, рассчитано на широкий круг читателей....

Цена:
234 руб

Архитектура Москвы ХХ век
Архитектура Москвы ХХ век
Издание 1984 года. Сохранность хорошая.
Выявить главные звенья развития архитектуры Москвы в годы Советской власти, показать принципиальное значение идей, заложенных в лучшие сооружения советского времени, и помочь ознакомиться с ними - таковы цели путеводителя....

Цена:
499 руб

Памятники и мемориальные доски Ленинграда
Памятники и мемориальные доски Ленинграда
Книга содержит перечень и краткое описание основных памятников и мемориальных досок Ленинграда и окрестностей.
Издание снабжено огромным количеством фотоиллюстраций....

Цена:
234 руб

Пригороды Ленинграда
Пригороды Ленинграда
Пушкин, Павловск, Петродворец и другие пригороды Ленинграда славятся дворцово-парковыми и усадебными ансамблями XIII-XIX вв., имеющими непреходящую историческую и культурную ценность. Книга знакомит с этапами их создания, со стилистическими особенностями произведений архитектуры, монументально-декоративной скульптуры и садово-паркового искусства. Авторы уделяют внимание и вопросам реставрации архитектурно-художественных памятников. В книге рассказывается также о современных монументах, воздвигнутых в честь В.И.Ленина, героев революции и на местах боев за освобождение Ленинграда из кольца вражеской блокады....

Цена:
262 руб

Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск
Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск
Искусство Севера необычайно полнокровно и жизненно. Оно лишено какого-либо мистицизма. Его простые, а порой и примитивные образы настолько конкретны и настолько демократичны, что воспринимаются как порождение живой народной фантазии.
Книга посвящена некоторым страницам истории деревянной архитектуры русского Севера XIV - XIX вв. Рассматриваются архитектурные памятники Вологды, Кириллова, Ферапонтова и Белозерска....

Цена:
200 руб

Великий Устюг
Великий Устюг
Книга-альбом посвящена архитектуре и искусству Великого Устюга.
Великий Устюг - старинный город на Севере России, зaпoведник русского зодчества и прикладного искусства XVII-XVIII веков. Когда-то крупный ремесленный центр, стоявший на перекрестке важнейших сухонодвинских водных путей, а теперь небольшой уютный городок Вологодской области, Великий Устюг сохранил старые архитектурные ансамбли, украшающие и теперь его улицы и придающие ему особое очарование.
Иллюстрации в издании сопровождаются текстом. В конце книги приведена статья на английском языке....

Цена:
262 руб

Н. С. Борисов Ярославское Заволжье
Ярославское Заволжье
На огромных просторах России разбросаны многочисленные города и поселки, тысячи известных и неприметных памятников истории и архитектуры.
Приглашаем совершить путешествие по дорогам России, Соловецким островам и Валааму, старинным русским городам, центрам Сибири и Дальнего Востока, небольшим поселкам и деревням, взглянуть на древние памятники....

Цена:
49 руб

Путь на Ростов Великий
Путь на Ростов Великий
Все мы любим путешествовать, но иногда мы устаем от однообразия всевозможных популярных туров и "горящих" путевок. Иногда хочется чего-то особенного, может быть, даже эксклюзивного. Эта книга станет вашим путеводителем по пути от Александрова до Ростова Ярославского. В ней вы прочитаете о достопримечательностях этих мест. Краткий исторический обзор, большое количество фотографий, а, главное, компактный размер - положил в карман и вперед - к новым открытиям....

Цена:
349 руб

Эрмитаж. Здания и залы музея
Эрмитаж. Здания и залы музея
Путеводитель по залам Эрмитажа. С черно-белыми иллюстрациями....

Цена:
409 руб



2003 Copyright © «Parus.Peterlife.ru» Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Походы СПб, рафтинг, конные походы, детский туризм, рыбалка, туры, аренда коттеджей
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика